Вернуться
8 из 14
Просмотрено 8 из 14
Галерея мод и французских костюмов, нарисованных с натуры. 1778-1787
Галерея мод и французских костюмов, нарисованных с натуры. 1778-1787
Заголовок
Галерея мод и французских костюмов, нарисованных с натуры. 1778-1787
Аннотация
Франция второй половины XVIII века вступила в период значительных изменений в культуре и искусстве, диктуя модные тенденции всему европейскому сообществу. Большое влияние на веяния французской моды оказала королева Мария Антуанетта Австрийская. Ее личный куафер Леонар Отье (прозванный Боляр) и модистка Роза Бертен создавали экстравагантные образы для королевы, которые быстро обретали популярность. В этот период широкое бытование приобрели гравированные листы с изображением модных туалетов – предтечи журналов мод. Их появление стало закономерным следствием острой потребительской необходимости в периодических публикациях, призванных оперативно освещать самые актуальные тенденции стремительно менявшейся моды. Поначалу эти модные гравюры представляли собой разрозненные листы, не объединенные по темам. Идея компиляции гравюр в одно большое серийное издание пришла двум книготорговцам из Нормандии - Жаку Эсно и Мишелю Рапий. Они прибыли во Францию в 1768 году, но, в отличие от своих многочисленных конкурентов, Эсно и Рапий не состояли в обществе профессиональных издателей. Однако это не помешало им в 1778 году получить от короля пожизненную привилегию на публикацию «французских мод». О наличии привилегии свидетельствовала надпись в нижней части оригинальных гравюр. Название «Галерея мод и французских костюмов» закрепилось за этим альманахом в XIX в. в среде антикваров и библиофилов, современники печатные листы называли проще – «французские костюмы». Согласно королевскому указу от 1723 года печать книг осуществлялась только с высочайшего разрешения короля. Это разрешение именовались «привилегией» и получить его можно было по решению Королевского совета или путем приобретения (на установленный срок). Такой регламент цензурного контроля не только над печатной продукцией, но и другими формами интеллектуальной собственности сохранялся вплоть до вплоть до 4 августа 1978 г., т.н. «Ночи чудес», когда Учредительное собрание Франции отменило старый феодальный порядок, а вместе с ним и «привилегии», некогда заложившие основы авторского права. Гравюры выпускались в тетрадях, которых затем комплектовались в тома. В первых 6 тетрадях «Галереи» были представлены только головные уборы, поскольку они пользовалась наибольшим спросом среди покупателей. Всего сборник «Галерея мод и французских мод» насчитывал 342 гравюры, демонстрировавших костюмы, и, как минимум, 78 гравюр – прически. Не все образцы гравюр, заявленные Эсно и Рапий, были напечатаны. Они оставили за собой право свободного составления коллекции. Над созданиями изображений «Галереи» работала целая команда граверов и художников. Наиболее известные среди них – это Пьер Тома Леклерк, Франсуа Луи Жозеф Ватто, Клод-Луи Дерэ, Огюстен де Сент-Обен, Жан-Батист Пата, Пьер Андриен Ле Бо, Николя Дюпен, Этьен Клод Вуазар, Жак Ле Руа. Во времена Французской революции многие гравюры были уничтожены, как напоминание об эпохе роскошной жизни аристократов и королевского двора. В последующие столетия офорты неоднократно воспроизводились разными издателями. Среди репринтов «Галереи мод и французских костюмов» наиболее полным является сборник под редакцией Поля Корню – искусствоведа и знатока мод, вышедший в свет благодаря Эмилю Леви и его «Центральному издательству изящных искусств». Для выпуска репринтного сборника Корню потребовались долгие годы на поиск аутентичных гравюр «Галереи» в частных собраниях и музеях Франции. Листы с модными рисунками печатались Э. Леви с 1911 по 1914 гг. Они вышли в свет общей численностью в 325 гравюр, размещенных в 13 тетрадях (папках) и упакованных в 4 портфеля. Эти гравюры «Галереи» представляют собой офорты, выполненные на бумаге верже в технике пошуар (техника трафаретной печати), и в точности воспроизводят оригинальные оттиски XVIII в. Каждый рисунок сопровождает предисловие (с текстом П. Корню) и краткое описание костюма на отдельном листе. В коллекции ГМПИР хранятся 6 тетрадей этого репринтного издания. Они поступили в фонды из коллекции Государственного музея Революции, который приобрел их в 1928 году у Н. П. Бауэра и В. К. Мельницкого.
Авторы
Хранитель музейных предметов - Науменко Ю.А.
Дата публикации
Архив графических работ художника В.М. Бескаравайного
Знамена революции 1917 г.