Вернуться
10 из 14
Просмотрено 10 из 14
Коллекция авторского плаката
Коллекция авторского плаката
Заголовок
Коллекция авторского плаката
Аннотация
Представленные работы знакомят зрителей с музейной коллекцией авторского плаката конца XX века. Авторский плакат того времени – своеобразный вид графического искусства. Такой плакат создавался, как правило, в единичном экземпляре, потому и назывался авторским. Хотя иногда эти работы имели несколько авторских повторений или могли издаваться методом трафаретной печати небольшим тиражом в 10-50 экземпляров. Плакаты имеют жесткую основу – оргалит или картон – и выполнены в различных техниках: гуашь, масло, акварель, темпера, фломастер; с использованием фотоколлажа и аппликации из различных материалов. Появление и развитие подобных нетиражированных плакатов было связано с новым расцветом плакатного искусства, который начался с конца 1980-х годов, когда общественно-политический строй страны переживал так называемую «Перестройку». Подобно своим предшественникам (авторам плакатов Революции и Великой Отечественной войны) художники-плакатисты не могли не ответить на происходящие в стране перемены при помощи своего творчества. Политическая и социальная направленность плакатов актуальна для нашего музея. Разнообразие тем и художественных приемов подчеркивает историческую значимость подобной коллекции. В своих работах художники касаются таких понятий как совесть, свобода, восстановление исторической справедливости; раскрывают проблемы обновления общества и личности в период перестройки и гласности. Множество плакатов посвящено политическим вопросам: ослаблению роли компартии и бесперспективности советской государственной системы («Партия - наш рулевой»; «Иногда легче двигаться вверх, чем вперед»); критике авторитарного государства и репрессий, политики И. В. Сталина, Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева («1937»; «И. В. Сталин»; «Крестьянский вопрос»); борьбе с бюрократизмом и коррупцией («Зам. Глав. Зав.»; «НАМенклатура»; «Слово и дело»). В подобных плакатах получает новое воплощение советская символика, через которую теперь показаны отрицательные стороны советского прошлого; переосмысливаются образы вождей. При этом, в свете политики возвращения к ленинским нормам, часто на плакатах предстает В. И. Ленин, как бы призывая оглянуться назад («1985»; «Ленин с нами?»; «Что делать?»). Часть плакатов посвящена теме самой Перестройки и ее последствий, в том числе обострению внутриполитической обстановки и межнациональным конфликтам («Армения», «Жертвам провокации в Тбилиси 9 апреля 1989 г.»); а также последствиям афганской войны («Афганистан»; «Я вернулся, мама»). Плакаты начала 1990-х отражают политической ситуацию, связанную с развалом СССР («Союз нерушимый»; «Беловежский сговор»; «Союзный договор»). Все это явилось результатом переосмысления отечественной истории, реакцией на демократические перемены периода перестройки и гласности, когда стал доступен обширный пласт информации о прошлом и настоящем страны. Острые в своей выразительности и актуальности плакаты, посвященные экологии и загрязнению окружающей среды («Ленинград. Памятник культуры, конец XX века»; «Экологический трюк»; «За детство счастливое наше спасибо, родная страна...»). Художники-плакатисты не могли оставить без внимания такие проблемы как Чернобыльская катастрофа («О Святая! Святая Родина моя!»; «Киев») и нерациональное использование природных богатств («Тайга отступает»; «Совэкспорт»). Обширна социальная тематика представленных авторских плакатов. В своих работах художники касаются проблем демографии, охраны материнства и детства, пьянства, отсутствия личностных ориентиров у молодежи, нравственного и общественного равнодушия («Мне нужен отец»; «Выбор»; «Социальный анабиоз»). Наряду с проблемами нравственности и морали ставятся вопросы сохранения культурных ценностей и духовного возрождения («Проституция совестью»; «Ломать - не строить»; «Спаси и сохрани»). В коллекции музея находятся плакаты, созданные на тему гласности. Многие восприняли это явление с воодушевлением. Но вместе с тем авторы плакатов призывают не только не боятся говорить во весь голос («Гласность» («Не бойся»), но также понимают, что в период перестройки и гласности не удается избежать и отрицательных последствий, таких как «перекрой» истории, появление ложных слухов и домыслов («Книга – великая вещь…»; «Какой крой предпочитаете?»; «Слухи»). Таким образом через свои произведения художники показали свою активную гражданскую позицию и проявление интереса к политическим и социальным проблемам. Они призывают зрителя задуматься, обратиться к совести. При этом плакатисты используют такие приемы, как плакат-лозунг («Власть – совести!»; «Перестройку начинай с себя») или плакат-вопрос («А завтра?», «Что делать?» «На чьей совести?»). Путем лозунгов, известных цитат, афоризмов, вопросов художники плаката обращаются к зрителю, стремятся пробудить в человеке душу, нравственность, возможность поразмыслить над происходящим. Художники представляли свои работы на Всесоюзные выставки плаката и выставки, проводимые Ленинградским отделением Союза художников (с 1977 г.). А также участвовали в конкурсных выставках на темы «Совесть», «Гласность», «Афоризм», «Перестройка и мы» (1988, 1989, 1990-1993), которые были организованы ленинградским художником-плакатистом В. Ф. Филипповым и проходили при содействии Ленинградского отделения Фонда культуры (позднее Санкт-Петербургского Фонда Культуры). В 1994 г. из этого фонда в Государственный музей политической истории России поступила большая часть коллекции авторского плаката конца 1980-х – начала 1990-х годов. Хотя формирование данной коллекции началось в 1989 г., когда работы приобретались непосредственно у художников после экспонирования на выставках. В собрании музея представлены работы ленинградских художников Владислава Жукова, Владимира Филиппова, Александра Кондурова, Сергея Вепрева, Савелия Лапицкого, Александра и Светланы Фалдиных, Натальи Верди, Александра Медведева и др. Помимо плакатов местных авторов, музей хранит работы художников из Ростова-на-Дону (А. Герасимов, А. Решетов, В. Рыбальченко и др.), Новосибирска (Д. Дроздов, С. Мосиенко), Ташкента (О. Тимошин, Ю. Зименков) и других городов. Представлены московские художники Г. Каменских, А. Кравченко, А. Уткин, В. Щербань и В. Вдовин; персональная выставка последнего проходила в стенах ГМПИР в 2000 г. Среди представленных произведений немало работ неизвестных художников. Поскольку выставки, на которых показывали эти работы были закрытыми, и авторы на них выставлялись под шифром или номером, часть авторских плакатов остались безымянными и таковыми поступили в музей из Фонда культуры. Так или иначе по представленной коллекции плакатов мы можем судить о творчестве разных поколений художников, которых волновали различные вопросы, которые использовали различные художественные приемы. Общим для них остается отклик на социальные и политические изменения в обществе и собственное художественное осмысление исторических событий. В этом заключается ценность собрания авторских плакатов конца XX века наряду с их уникальностью как музейных экспонатов. К тому же эти рукотворные единичные оригиналы плакатов не теряют своей актуальности до сих пор.
Авторы
Автор статьи: Е.Н. Костина, хранитель музейных предметов фонда ИЗО и авторской графики
Дата публикации
Знамена революции 1917 г.
Коллекция негативов о производственной и общественной жизни Выборгского района г. Ленинграда