Жанр русского акварельного рисунка, и, в частности, акварельного портрета является знаковым для XIX века, так как благодаря нему оживают отдельные страницы истории России позапрошлого столетия. Вместе с расцветом этого жанра получило распространение и такое явление в графическом искусстве, как альбомы акварельных портретов различной тематики. Они изображали представителей власти, выдающихся офицеров и государственных деятелей, придворных дам и чиновников, писателей, художников и музыкантов. Такие альбомы предназначались, как правило, для близкого окружения. Их популярность обуславливалась мобильностью (альбомы можно было взять в путешествие), быстротой создания, камерностью образов. А главное, акварельные альбомы несли в себе документальную функцию, подобно будущей фотографии.
К одному из таких альбомов относится серия акварельных рисунков и портретов, исполненная в 1876 году к 50-летнему юбилею существования корпуса жандармов. Рисунки создавали ведущие художники-акварелисты того времени Петр Иванович Балашов, Егор Иванович Ботман и другие.
В альбом включены портреты шефов жандармов. Должность шефа жандармов была учреждена в 1826 году вместе с образованием Отдельного корпуса жандармов. Также в альбом входят листы с изображением представителей жандармских подразделений, составляющих штат жандармско-полицейских учреждений Российской империи. Хронология этих листов охватывает не только 50 лет существования Отдельного корпуса жандармов, но также включает изображения жандармских дивизионов и команд, существовавших до появления Отдельного корпуса с 1815 по 1825 годы в составе так называемой Внутренней стражи. В целом представленные рисунки и портреты позволяют познакомиться с особенностями обмундирования и вооружения различных подразделений жандармов и их командиров с 1815 по 1876 годы. Таким образом данный альбом представляет ценность как важный источник по униформе российских жандармов и является ярким примером исторических акварельных портретов второй половины XIX века.
По-видимому, альбом принадлежал одному из представителей высших чинов корпуса жандармов и приближенных царской семьи. Он был передан из Государственного Эрмитажа в 1930 году. В то время Государственный Музей революции (ныне ГМПИР) располагался непосредственно в залах Зимнего дворца.