Вернуться
14 из 14
Просмотрено 14 из 14
Серия эскизов оформления города Петрограда к первой годовщине революции
Серия эскизов оформления города Петрограда к первой годовщине революции
Заголовок
Серия эскизов оформления города Петрограда к первой годовщине революции
Аннотация
Празднование первой годовщины Октябрьской революции должно было стать особенным, не похожим ни на что, виденное городом Петроградом ранее. Классическая архитектура города должна была преобразоваться, обновиться новыми символами и кодами. Вашему вниманию представлены эскизы оформления центральной части города, значительная часть которых была воплощена в жизнь. Представленные эскизы являются частью масштабной работы многих художников, связанной с торжественной программой празднования годовщины Октября и отвечающей главной задаче - прославлению победы революции. Центральное бюро по организации октябрьских торжеств пригласило к сотрудничеству около 170 авторов. Среди них известные художники (Н. Альтман, Б. Кустодиев, М. Добужинский, К. Петров-Водкин и др.), архитекторы (В. Шухаев, С. Иванов и др.), а также скульпторы, декораторы, мастера прикладного искусства. Это были представители разных творческих кружков и объединений, заслуженные мастера и молодые таланты. Так объяснялось разнообразие художественных приемов и творческих методов, примененных в праздничном оформлении города. Все эти приемы можно условно разделить на две группы. Одна – отличалась стремлением авторов к созданию праздничных ансамблей с включением в них существующей архитектуры как активного компонента оформления пространства (М. Добужинский, Б. Кустодиев, В. Шухаев). Для другой – было характерно создание самостоятельного декоративного убранства, которое перекрывало существующую архитектуру и меняло привычный облик города (Н. Альтман, Д. Штеренберг, И. Пуни, В. Баранов-Россине). Таким образом одни авторы создавали синтез с архитектурой, а другие закрывали ее от глаз зрителя, придерживались авангарда, искали новые формы и средства. Несмотря на разность приемов всех художников объединяла одна цель – подчеркнуть праздничность и революционный символизм оформления. А главное, художники стремились к тому, чтобы их искусство было понятно широким народным массам. Мосты, проспекты, здания были завешаны полотнищами с образами людей труда и лозунгами; украшались гирляндами, флагами и прочей атрибутикой, перешедшей из разряда дореволюционной в новую оформительскую практику революционного характера. Эскизы для праздничного оформления Петрограда к первой годовщине Октября явились бесценными памятниками истории и культуры, документальными свидетельствами художественной жизни первых послереволюционных лет, источником для изучения советского агитационно-массового искусства.
Авторы
Автор статьи: Е.Н. Костина, хранитель музейных предметов фонда ИЗО и авторской графики Оцифровка работ: Е.И. Бородина, зав. сектором оцифровки
Дата публикации
Музейное комплектование в 1941-1945 гг.